ИНФОРМАЦИЯ
об организации государственной итоговой аттестации для лиц, которым необходимо проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития
Инвалид, ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Для подтверждения статуса обучающегося ребенка-инвалида, инвалида при подаче заявления на участие в государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) участник предъявляет оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданную федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – справка, подтверждающая инвалидность).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (раздел 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).
Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) присваивает ПМПК. Для подтверждения статуса обучающегося с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА участник предъявляет оригинал или надлежащим образом заверенную копию заключения ПМПК.
Копии справки об инвалидности и (или) заключения ПМПК, заверенные руководителем образовательной организации, передаются вместе с копиями заявлений на участие в ГИА в государственную экзаменационную комиссию.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определяется не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК. Не каждому ребенку-инвалиду (инвалиду) требуется создание специальных условий для получения им образования. В таком случае он не обучающийся с ОВЗ. Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ.
Для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития (п. 49 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования[1], п. 58 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования[2]).
ВЫБОР ФОРМЫ
Для участников ГИА с ОВЗ, для обучающихся – детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ) (п. 7 Порядка проведения ГИА-11).
По желанию участника ГИА-11 – в форме ЕГЭ (п. 11 Порядка проведения ГИА-11). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА
Для участников экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность), лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении оригинала или заверенной копии ПМПК), создаются следующие условия проведения экзамена:
1. Проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
2. Увеличение продолжительности:
- экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение» – на 30 минут);
- итогового сочинения (изложения) (для обучающихся 11 классов) – на 1,5 часа.
3. Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
4. Беспрепятственный доступ участников экзамена в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
Для участников экзаменов с ОВЗ, обучающихся на дому, в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников экзаменов – детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) создаются специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития.
Специальные условия ГИА создаются только в соответствии с заключением ПМПК независимо от статуса участника. В этом случае в заключении ПМПК должны быть указаны конкретные требования к контрольно-измерительным материалам, требования к рабочему месту и техническому обеспечению, необходимость привлечения ассистента и его функции, иные особенности проведения ГИА
В соответствии с рекомендациями ПМПК могут быть созданы следующие специальные условия:
1. Присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место, прочитать задания, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в экзаменационные бланки;
2. Использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
3. Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);
4. Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);
5. Оформление КИМ рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);
6. Копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);
7. Выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
8. Предоставление отдельной аудитории, размещение на первой парте и пр.
Медицинские заключения, справки из медицинских учреждений, индивидуальная программа реабилитации, рекомендации по организации образовательного процесса
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ документами, на основании которых организуется создание специальных условий государственной итоговой аттестации.
ППЭ НА ДОМУ, В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются: заключение ПМПК с рекомендацией организации пункта проведения экзамена на дому/в медицинской организации и заключение медицинской организации (необходимо предоставлять оба документа).
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
В случае необходимости иметь при себе во время экзамена лекарственные препараты (включая глюкометр, тест-полоски, инсулин и пр.) достаточно оригинала медицинской справки, подтверждающей необходимость приема конкретных медицинских препаратов. Справка предъявляется при входе в ППЭ. Заключение ПМПК в данном случае не требуется!
В случае, если участнику по медицинским показаниям запрещается прохождение металлодетектора, необходимо предоставить при входе в ППЭ медицинскую справку.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ
Участники с нарушением слуха
В случае использования слабослышащими участниками имеющими статус ребенок-инвалид (инвалид) во время проведения экзаменов слухового аппарата, достаточно предоставить при подаче заявления копию индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (инвалида), выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в которой указано техническое средство реабилитации (слуховой аппарат).
В случае использования участниками с нарушением слуха, имеющих статус ребенок-инвалид (инвалид), во время проведения экзаменов кохлеарного импланта, а также участниками с нарушением слуха, не имеющих статуса ребенок-инвалид (инвалид), – слухового аппарата достаточно предоставить при входе в ППЭ оригинал медицинского заключения сурдолога о состоянии слуховой функции (степени снижения слуха) и необходимости использования при проведении государственной итоговой аттестации кохлеарного импланта или слухового аппарата.
Если у указанной выше категории участников ГИА отсутствует необходимость создания иных специальных условий при проведении ГИА (присутствие ассистента-сурдопереводчика, рассадка в аудитории на первой парте и пр.), получение заключения ПМПК не требуется.
Участники ГИА, использующие устройства неинвазивного (бесконтактного) мониторинга глюкозы
Лицам с сахарным диабетом, использующим устройства неинвазивного (бесконтактного) мониторинга глюкозы, должен быть обеспечен доступ к мобильным телефонам или иным устройствам, с помощью которых определяется уровень глюкозы в крови, с целью его бесперебойного контроля.
В случае использования во время проведения экзамена устройства неинвазивного мониторинга глюкозы, участник при подаче заявления на участие в ГИА предоставляет оригинал или заверенную копию заключения ПМПК о необходимости использования мобильного телефона/иного устройства для неинвазивного мониторинга глюкозы.
При подготовке к проведению ГИА для указанной категории участников необходимо предусмотреть отдельную аудиторию в ППЭ.
В целях повышения объективности при проведении ГИА в случае отсутствия в ППЭ средств видеонаблюдения в аудитории проведения организуется общественное наблюдение.
В целях содействия проведению ГИА образовательная организация, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, информируют под подпись участника, использующего устройство неинвазивного мониторинга глюкозы, и его родителей (законных представителей) об особенностях проведения экзаменов. Мобильный телефон или иное электронное устройство в течение всего экзамена должно находиться на рабочем столе участника ГИА в зоне видимости средств видеонаблюдения (при наличии), а также организаторов и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ. Мобильный телефон или иное электронное устройство используется исключительно в качестве приспособления для проведения неинвазивного мониторинга глюкозы. Использование данного устройства в иных целях в рамках проведения ГИА запрещено.
Особенности проведения ГИА для участников, прибывших с территорий Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
В соответствии с особенностями проведения ГИА[3] в 2022/23 учебном году лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и принятые начиная с 2021/22 учебного года на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, расположенные на территории Российской Федерации, проходят:
- ГИА 11 – по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике) по своему выбору: в форме ГВЭ или в форме ЕГЭ.
При этом участники ГИА с ОВЗ, участники ГИА – дети-инвалиды и инвалиды по своему выбору могут пройти ГИА в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА и являются основанием для выдачи им аттестата соответствующего уровня.
[1] Утвержден приказом Министерства просвещения и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 232/551
[2] Утвержден приказом Министерства просвещения и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552
[3] Утверждены приказом Министерства просвещения и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.02.2023 № 131/274 «Об утверждении особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, формы проведения государственной итоговой аттестации и условий допуска к ней в 2022/23, 2023/24, 2024/25, 2025/26 учебных годах»